Первый №5

Коко Шанель не только переодела женщин в маленькие черные платья и твидовые брючные костюмы. Одним из этапов модной революции стало появление, пожалуй, самого легендарного и вместе с тем загадочного аромата с инновационной для того времени формулой в незамысловатом флаконе с лаконичным названием - №5. Множество слухов, тесная связь с Россией и императорской семьей, сводящие с ума рекламные кампании обеспечили славу аромату от Chanel.

Великий Князь

Как гласит легенда, история №5 началась летом 1920 года с курьезного эпизода. В Биаррице Коко встретила давнюю приятельницу. Та представила своего молодого любовника и со смешком добавила шепотом, что не против его уступить, дороговато обходится. Красавцем без гроша за пазухой оказался (кто бы мог подумать!) Великий Князь Дмитрий Павлович Романов, кузен Николая II, отправленный за границу императором после участия в покушении на Григория Распутина. Удивительно, но ведь такое решение императора не только спасло жизнь Великого Князя, покинувшего Россию до революции, но и стало предтечей появления Сhanel №5.

Французский парфюмер из Москвы

Дмитрий Павлович знакомит Коко Шанель с Эрнестом Бо. Парфюмер родился в Москве и обучился ремеслу у своего отца, работавшего на фирму, которая поставляла ароматную продукцию для Императорского Двора. Эрнест стал автором знаменитого «Букета Наполеона», выпущенного к столетней годовщине победы в войне 1812 года. Борьба в рядах Белой гвардии добавила к достижениям Бо Орден Почетного легиона. Но теперь, после революции, он приехал в Грасс ни с чем. Дмитрий Павлович помнил о таланте парфюмера и привел Коко к порогу его крошечной лаборатории.

Синтетика прекрасного

Бо экспериментировал с альдегидами - синтетическими веществами, которые ранее не использовались при составлении парфюмерных композиций. Ароматы того времени не отличались особой стойкостью, и дамам приходилось щедро поливаться духами. Шанель, обладавшая знатным талантом ловить тенденции и создавать их, попросила Эрнеста сделать несколько вариантов на выбор. Из предложенных ароматов модельер выбрала пятый. Заполучив несколько безымянных пробирочек, она бросила в сумку и будто случайно доставая их в разговорах с подружками из знатных кругов, вручала со словами: «Вот, попробуй. Потом скажешь, как тебе». Вскоре дамы возвращались. На аромат уже стояла очередь.

 

Просто №5

Шанель снова сделала верный ход. В ресторанах они с Дмитрием разбрызгивали ароматную жидкость возле своего столика и едва скрывали смех, когда дамы начинали виться вереницами поблизости, раздувая ноздри и вертя головами, пытаясь понять, что же это за запах. Пришло время выпускать аромат. Коко, видевшая прекрасное в простоте, так и назвала аромат - №5, в противовес сложносочиненным названиям того времени: «Вечернее опьянение», «Царственное желание» и прочим. Вычурные помпезные флаконы, которые были в моде, конечно же, были Шанель не по душе. Прототипом стала то ли склянка от аптекаря Воронцова, стоявшая в ванной комнате Великого Князя, то ли и вовсе водочный штоф. Презентация №5 состоялась 5 мая 1921 года.

 

Гармония композиции

Париж не видел ничего подобного раньше. В магазине Шанель на рю Камбон очередь практически не расходилась. Производство аромата не просто не останавливалось, партии выпускались все большими объемами. Дамы сходили с ума и неистово желали только №5. Довольно сложная по нынешним представлениям и вполне традиционная для тех времен цветочная композиция обрела свою магию именно благодаря альдегидам. Это был колоссальный успех и новое слово в мире парфюмерии. В состав верхних нот, помимо синтетического компонента, вошли нероли, иланг-иланг, бергамот и лимон. Сердце раскрывается аккордами розы, ириса, жасмина и ландыша. Шлейф составляют амбра, мускус, пачули, сандал, ваниль, ветивер, дубовый мох, циветта.

 

Легендарный аромат

История Chanel №5 моментально обросла слухами и легендами. До встречи с Коко Эрнест пытался сотрудничать с парфюмером Франсуа Коти, который отказался от затеи, посчитав ее неоправданно дорогой. Считается, что аромат появился из-за ошибки: изначально предполагалось, что концентрация альдегидов будет составлять 1%, но Эрнест Бо ошибся и в аромат была добавлена концентрация 10%. Всего Бо якобы создал 20 или 24 варианта. После триумфального дебюта №5 в одном из интервью Шанель спросили, правда ли такое название духи получили из-за того, что она родилась в пятом круге Зодиака. Прагматичную Коко этот вопрос очень развеселил.

 

Искусство рекламы

Первым лицом аромата стала Катрин Денев, утверждавшая, что на ее теле есть одно секретное место для №5. Самая громкая и при этом незапланированная рекламная кампания прошла благодаря Мэрилин Монро. На вопрос, что она надевает перед сном, Мэрилин кокетливо ответила: «Несколько капель Chanel №5». Неизвестно, как магазин на рю Карбон выдержал натиск покупателей после выхода этого интервью. В своих сумочках флакон аромата от Шанель носили знаменитые женщины столетия: Жаклин Кеннеди, Одри Тоту, Николь Кидман. В 1959 году флакон №5 занял свое место в Нью-Йоркском Музее современного искусства. Через несколько лет он стал объектом творческого внимания Энди Уорхола, который не пропускал ни один значимый феномен поп-культуры XX века. Не остался незамеченным и аромат с русскими корнями, навсегда вошедший в историю.

 

Предыдущая статья

Коллекционные ароматы Dior

Следующая статья

Великий кутюрье Кристиан Диор

Мода и красота

Еще статьи